Бензовоз под наблюдением

   Иногда при взгляде на АТЗ — автотопливозаправщик — складывается впечат-ление, что он специально создан для того, чтобы воровать с него топливо: уж слишком много разных возможностей и вариантов для этого существует. В ком-пании Omnicomm решили попробовать доверить контроль за работой топливоза-правщика и объемом выдаваемого топлива автоматике. Новая система FTC стала еще одним продуктом Omnicomm в линейке завоевавших популярность на рынке систем контроля расхода топлива FAS и FMS

Слить бензин «налево» с топливозаправщика или недосчитаться топлива в его цистерне и топливном баке можно запросто, и способами один другого интереснее. Во-первых, это банальный недолив топлива на нефтебазах. Во-вторых, это недолив при переливе с бензовоза в АТЗ (этот вид махинаций встречается тогда, когда поставщик везет топливо своим бензовозом, имеющим принципиальное отличие от АТЗ) на объект клиента. В-третьих, это махинации водителей топливозаправщиков, которые промышляют недоливом топлива в баки транспортных средств, продавая остатки. Имеют место и сговоры с водителями транспортных средств с той же целью, когда вывозится топливо с объекта в тех же АТЗ. В-четвертых, иногда специально заливают топливо повышенной температуры, которое увеличивается в объеме, но теряет в весе из-за изменения плотности. Забегая вперед, скажем, что система FTC контролирует температуру топлива по датчикам, установленным в цистерне, поэтому «сыграть» по большинству из приведённых сценариев не получится.

Итак, каким же образом система FTC со-бирается бороться с «народной смекалкой»? Принципиальное отличие FTC от других систем расхода топлива в том, что продукт специально выпущен для топливозаправщиков и позволяет контролировать такой особенный параметр для АТЗ, как выдача топлива через штатный счетчик (пистолет). Система РТС позволяет одновременно (!) контролировать объем топлива в топливозаправщике, объем выдаваемого через раздаточный пистолет топлива и анализирует эти данные. Кроме того она имеет встроенную гальваническую развязку, что соответствует требованиям взры- вобезопасности. Если хищения топлива из топливозаправщика можно производить через верхние люки и другие технологические отверстия, то система FTC способна контролировать и это.

Аналогов системы на рынке, в принципе, нет. Есть более дорогие решения, где заменяются все трубки, счетчики, пломбируются крышки и так далее, а стоимость оснащения составляет порядка 1 млн. рублей. К примеру, FTC на емкость топливозаправщика почти 12 тонн составит сумму на порядок дешевле, то есть относительно недорого и эффективно.

Система FTC на удивление проста и безопасна в эксплуатации. Всё достаточно просто и наглядно. Контролируется любой параметр — от счетчика, до уровня топлива в цистерне. Надо также отметить, что FTC приводит данные не только по уровню и объему топлива, но и по перемещениям и географическим координатам топливозаправщика. Передача данных на компьютер происходит с помощью каналов GPRS. Если нет сотовой связи, прибор записывает данные в собственную память, таким образом они остаются доступны для просмотра и анализа.

Что касается эффективности работы FTC, то система уже успела показать отличные результаты и свои функциональные воз-можности. Специалисты группы компаний «Омникомм Авто» установили систему FTC на три топливозаправщика на базе КАМАЗ. За две недели работы были выявлены недоливы топлива при переливе с одного АТЗ, принадлежащего нефтебазе, в АТЗ клиента с системой FTC. Были устранены подгонки и приписки в раздаточных ведомостях. И если явных махинаций пока замечено не было, то после смены водителей топливозаправщиков стали сходиться «выдачи» с оказателями ведомости, пропали факты слива неизвестно куда малых объемов топлива (по 10 литров). «Нормы расхода топлива клиент пока не менял, — говорит Алексей Фролов, главный инженер группы компаний “Омникомм Авто”. — Пока идет административная работа с водителями. По словам клиента, на 100% он сейчас доверяет нашему оборудованию, а не припискам водителей. Такой ответ мы получили после контрольных проверок выдачи топлива».

FTC интегрирована с уже зарекомендовавшей себя на устройствах FAS и FMS системой Autocheck SE, которая формирует понятные пользователю отчеты о работе бензовоза. Причем можно получить три вида отчетов: общий по топливозаправщику; только по топливу в цистерне; только по манипуляциям»
с топливом (выдачи, заливы и сливы).

«Общий отчет по топливозаправщику» показывает все параметры его работы: скорость движения, пробег, работа двигателя и прочие. По этому отчету можно определить, в каком примерно месте (географически) и в какое время производились подозрительные сливы топлива. График «Объем топлива в цистерне» показывает временной «ход» количества топлива. При взгляде на такой график специалист за несколько секунд сможет определить
«странные» колебания топлива, говорящие о нежелательных махинациях водителя. Отчет «Выдачи, заливы и сливы» показывает данные от датчика уровня топлива и от счетчика выдачи и сопоставляет их. Таким образом, например, можно выявить слив топлива через люк в момент выдачи топлива через раздаточный пистолет».

Специалисты уже сейчас говорят о высокой эффективности новой системы. Имеется в виду эффективность работы клиента из-за выявления хищений, недоливов и прочих махинаций. Сама система также должна оку-паться очень быстро. По опыту установки FTC на АТЗ на базе КАМАЗ, о чем мы писали выше, Алексей Фролов говорит, что в данном случае установка на один топливозаправщик окупится примерно через 2 месяца, потому что пока система показывает пропажу почти 200 литров каждый день.

Скачать в PDF